Медвежьегорск

Медвежьегорск  — город  в Республике Карелия, административный центр Медвежьегорского района

Фигура медведя с символом Медвежьегорска
pinterest button

Географическое положение

Расположен на берегу Онежского озера в 152 км севернее Петрозаводска в центральной части Республики Карелия на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера в устьях рек Кумсы и Вички. Город окружён живописными скалами и песчано-гравийными холмами, покрытыми хвойными лесами.

Медвежьегорск располагается на стыке границ всех орографических зон: к западу от него находится Онежско-Ладожский водораздел, к северу и северо-востоку — Онежско-Балтийский водораздел, к югу — Заонежский сельговый район и по восточному побережью Повенецкого и Заонежского заливов — Восточно-Онежская равнина.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха — 2,2 °C
  • Относительная влажность воздуха — 79,9 %
  • Средняя скорость ветра — 1,6 м/с

Гидротопонимика

  • Онежское озеро
  • Китайское озеро
  • Плотичье (Мыльное) озеро
  • река Вичка
  • река Кумса
  • река Лумбушанка

История

Предпосылки создания поселения

В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающему Баренцеву морю. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом.

Постройка станции и посёлка

Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Также было построено временное здание депо.

Железнодорожная станция Медвежья гора, 1943.
pinterest button Железнодорожная станция Медвежья гора, 1943. unknown, Public Domain

В 1916 году по проекту архитектора Р. М. Габе строится оригинальное деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках — в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории Повенецкого уезда.

Гражданская война

После Февральской революции и падения монархии в России в 1917 году началось обострение противостояния политических партий. В конце 1917 объявило о независимости Великое княжество Финляндское. Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости потребовала и Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.

В ноябре 1917 года через Медвежью Гору прошел первый поезд на Мурманск. Тогда в ней насчитывалось 300 жителей. Некоторые из них работали на лесопильном и смолокуренном заводах, другие — в железнодорожных мастерских.

С конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени К. Либкнехта и Р. Люксембург. А в мае 1919 года Медвежью Гору оккупировали англо-американские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы, после чего бои развернулись на подступах к станции Кяппесельга и в Заонежье.

Здание управления ФГУ «Беломорканал».
pinterest button Здание управления ФГУ «Беломорканал». Dodo, CC BY-SA 2.0

В эти же дни из Кеми в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены катера-истребители, из которых была сформирована белогвардейская Онежская флотилия. Понимая стратегически выгодное положение города, они создали здесь сильный флот, базу для более 20 гидросамолётов, сильную береговую батарею. 6 июня 1919 года сюда прибыло «Передовое крыло»  британской морской авиации в составе четырёх новейших по тем временам бомбардировщиков «Fairey IIIC» (см. Fairey III).

Советские годы

В июне 1920 года на населённых карелами территорях Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов.

Декретом ВЦИК от 20 сентября 1926 года утверждено и с 1 октября введено в действие новое административное деление Повенецкого уезда, по которому была образована Медвежьегорская волость с центром в посёлке при станции Медвежья Гора.

В 1927 году в соответствии с декретом ВЦИК от 29 августа 1927 г. о районировании в КАССР вместо ликвидированных уездов и волостей было образовано 26 административных районов, в том числе Медвежьегорский район.

В 1930 году советское правительство принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней.

Канал был открыт 2 августа 1933 года. А 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1774—384с «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель комбината была сформулирована прямо: «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.

В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства Комбината обрабатывали древесину на двенадцати лесопильных рамах, выпускали столярку и мебель. В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось. В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.

За 1930-е годы в Медвежьегорском районе были за­крыты 11 церквей.

Военные годы

22 июня 1941 года Германия начала боевые действия против СССР. Ранним утром 25 июня силы советской авиации нанесли авиаудар по территории Финляндии, которая предоставила свои аэродромы под базы Люфтваффе. После этого Финляндия, будучи союзником Германии, также вступила в войну против СССР.

29 июня с территории Финляндии против СССР началось совместное наступление финских и германских войск. 10 июля началось наступление в Восточной Карелии, которое вели части Карельской армии Финляндии. Их целью было восстановление контроля над территориями, утраченными во время Зимней войны 1939-40 гг., а также продвижение дальше на восток.

В августе из Медвежьегорска в Беломорск было эвакуировано Управление ББК и техучастков.

5 декабря 1941 года части Карельской армии Финляндии вошли в Медвежьегорск.

11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.

В январе 1942 года советские войска провели Медвежьегорскую наступательную операцию. Существенно потеснить финские силы не удалось, но в результате операции медвежьегорская группировка противника оказалась вынуждена ввести в бой все имевшиеся резервы и не смогла предпринять наступательных действий в кампании 1942 года.

В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.

К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозером и Повенецким заливом Онежского озера.

Непосредственно Медвежьегорск и подступы к нему были превращены в исключительно мощный и глубоко эшелонированный узел обороны. Были построены две линии — передовая в основном полевого характера (в основном в непосредственной близости от линии фронта) и основная долговременная, на удалении от линии фронта от 10 до 20 км. Передовая линия, оказалась несколько выдвинутой с Масельского перешейка, а основной рубеж как раз располагался в самом узком месте перешейка, соединяя берега двух озер по кратчайшему расстоянию. На всех господствующих скалистых высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с многочисленными огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.

В июне 1944 года советские войска начали наступление в Карелии. 21 июня началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция — после артподготовки части 313-й дивизии форсировали Беломорско-Балтийский канал. Преодолевая сопротивление противника, войска армии за первый день продвинулись на 14-16 км по всей 70-километровой полосе наступления. Cолдаты дивизии обошли посёлок Повенец с севера и северо-запада, овладели им и стали продвигаться на Медвежьегорск. В тот же день к Медвежьегорску подошли войска 32-й армии Карельского фронта (в составе 313-й, 176-й и 289-й дивизий). Однако попытка взять сильно укрепленный город лобовой атакой сходу не удалась. Советские войска овладели городом к вечеру 23 июня.

Послевоенный город

В августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Требовалось полностью восстановить 1—7-й шлюзы Повенчанской лестницы, плотины, водоспуски. Общая стоимость работ около 100 млн рублей, объем земляных работ — 1706 тыс.куб.м, бетонных — 41 тыс.куб.м. 12 декабря 1944 года Государственный комитет обороны постановил ввести анал в эксплуатацию летом 1946 года.

Вокзал
pinterest button Вокзал Dodo, CC BY-SA 2.0

Первоначально основной рабочей силой стали трудмобилизованные румыны из Черновицкой области. 19 и 22 августа в Медвежьегорск прибыли два этапа численностью 3600 человек. В октябре — третий этап (261 человек), а потом и другие, мелкими группами: греки, болгары, кабардино-балкарцы. В мае 1945 года началось строительство канала. В декабре 1945 года из петрозаводского спецлагеря прибыли 445 бывших советских военнопленных (в Финляндии), прошедших государственную проверку.

16 июня 1946 года канал был закончен, прошел первый пароход.

В октябре 1946 года в Медвежьегорске был организован Медвежьегорский инвалидный исправительно-трудовой лагерь МВД СССР (Медвежьегорлаг), находившийся в подчинение ГУЛАГа.

В январе 1956 года в Медвежьегорске открылся кинотеатр «Дружба». Ныне не работает. В ноябре 1958 года в городе был установлен памятник С. М. Кирову. Статуя была отлита в двух экземплярах: для Петрозаводска и Медвежьегорска. Тогда же была открыта Медвежьегорская школа-интернат, которой было присвоено имя С. М. Кирова.

Основан: 1916 г., город с 1938 г.

Население: 15 160 человек (2012)

Почтовый индекс: 186350, 186352

Телефонный код: +7 81434

Время: UTC+4

Полезная информация

Медвежьего́рск
карельск. Karhumägi
фин. Karhumäki
до 1938 года населённый пункт назывался Медве́жья Гора́, а железнодорожная станция называется так до сих пор.

www.medgora.ru

Образование

Среднее образование в Медвежьегорске можно получить в трёх общеобразовательных школах (№ 1, № 2, № 3). На Улице Дзержинского (Медвежьегорск) находится Детская музыкальная школа и Медвежьегорская станция юных натуралистов на улице Ленина. Также работает Детская художественная школа и Дом детского творчества.

В Медвежьегорском детском доме живут и обучаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей..

На улице Карла Либкнехта находится Профессинальное училище № 11.

Культура

На улице Дзержинского находится Медвежьегорский городской краеведческий музей. Часть экспозиции посвящена строительству Беломорско-Балтийского канала. При музее работает информационный туристический центр. Музей предлагает маршруты к местам стоянок древних людей, к петроглифам.

Экономика

  • Предприятия по заготовке и переработке древесины (принадлежит Батуриной)
  • Локомотивное депо — Октябрьская железная дорога ОАО «РЖД»
  • Ремонтно-эксплуатационная база флота (расформирована)
  • Щебёночный завод
  • Швейная фабрика «Карельские узоры» (банкрот с 2009)
  • ОАО «Карелия ДСП»
  • ЗАО «Медвежьегорский молокозавод»
  • Порт
  • Медвежьегорское энергосетевое предприятие

В Медвежьегорске расположено управление федерального государственного учреждения «Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФГУ «Беломорканал»).

Список предприятий, существовавших в городе в ХХ веке:

  • Хлебозавод
  • Мясокомбинат
  • 2 звероводческие фермы (норка, песец, лисы..)/в народе — «зверьки»/
  • Канифольно-экстракционный завод
  • ПРМЗ
  • Завод по переработке полудрагоценных камней /в народе — «камушки»/
  • автоколонны, ДРСУ, РСУ, свинофермы, …

Туризм

В центре города расположена гостиница «Онежская». Также в Медвежьегорске есть туристический комплекс «Малая медвежка». Под Повенцом находится туристический комплекс «Большая медведица». Сотрудниками краеведческого музея города Медвежьегорска организуются экскурсии по финским укреплениям на Масельском перешейке.

СМИ

Издаются газеты «Диалог», «Вперёд, Медвежьегорск!», «Вперед, Онежский край», «Медвежьегорские городские новости».

Достопримечательности

  • здание железнодорожного вокзала, 1916 (архитектор — гражданский инженер Руфин Михайлович Габе)
  • здание Управления Беломорканала НКВД СССР, 1934
  • финский укрепрайон времен Советско-финской войны 1941—1944 годов. Оборонительные укрепления сохранились практически в первозданном виде на горе Лысуха.
  • пещеры
  • водопад на реке Вичка
  • урочище Сандормох и мемориальное кладбище «Сандармох»

Памятники

  • ул. Кирова, сквер напротив кинотеатра «Дружба». Братская могила павших в Великой Отечественной войне, захоронено 1015 бойцов.
  • ул. Коммунаров, сквер. Братская могила павших в Великой Отечественной войне, захоронен 31 боец.
  • памятный знак воинам, погибшим в Республике Чечня

Интересные факты

  • В 1984 году в Медвежьегорске проходили съемки фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Дом, в котором проживала семья главного героя, находился на улице Нижней, номер 12, на окраине города на берегу реки Кумса. Также здесь снимались фильмы «Четвёртая высота» (1977), «И на камнях растут деревья» (1985), «Платина 2», «Охота на пиранью».
  • В 1959 году в Медвежьгорске был закрыт последний в СССР «головной буфет», располагавшийся на станции Медвежья Гора.
  • На упрощенной мировой карте изданной польской компанией Эссельте в 2010 году с использование данных от картографической компании Legind обозначен город Медвежьегорск наравне с такими крупными городами как Архангельск и Мурманск, зато совершенно отсутствует Петрозаводск — столица и самый крупный город Республики Карелия.
  • Медвежья Гора упоминается в книге И. Л. Солоневича «Россия в концлагере».