Осударева дорога (1702)

Осуда́рева доро́га — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I.

Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов
pinterest button

Осударева дорога — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км).

Строительство

Дорога предназначалась для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Однако, архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по «Осударевой дороге» не подтверждают.

Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, в помощь которому были согнаны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний.

Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов
pinterest button Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов Суриков, Василий Иванович, Public Domain

Строительство началось в двадцатых числах июня 1702, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 264 км. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства.

Эксплуатация

В ходе Северной войны «Осударева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. Так, в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса армейская группа Петра I начала выдвижение по Осударевой дороге и уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере для дальнейшей переброски на 85 судах М. И. Щепотьева в Ладогу. 26 сентября армейская группа начала штурм шведской крепости Нотебурга, и к 11 октября 1702 года успешно овладела ею.

В XIX веке дорога была заброшена. В 1933 году по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.

Дата начала: двадцатых числах июня 1702

Дата окончания: 14 июля 1702

Период Российская империя

Осуда́рева доро́га

Современное состояние

По состоянию на 2010 год, точные координаты прохождения дороги не известны. Большая часть дороги не найдена. Предположительный маршрут дороги проходил вблизи населённых пунктов и мест:

  • мыс Вардегорский (Варде) — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года.
  • село Нюхча — с 16 на 17 августа 1702 года здесь ночевал Петр I.
  • Государев клоч — место временной стоянки Петра I. (14 верст вверх по реке Нюхча).
  • Щепотева гора
  • Миленские горы
  • гора Ветряная
  • Патрикеева Сюрьга
  • река Илоза (Сума) — форсировалась армейской группой 18 августа 1702 года.
  • село Пулозеро
  • Пихкамох
  • село Коросозеро
  • Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы.

В 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога». Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества Российской академии наук М. Ю. Данков — ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и С. А. Никулин — главный редактор коммерческой Карельской телекомпании «Ника». В рамках этого проекта организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат «Осударевой дороги».