Традиционная одежда саамов

Традиционная одежда саамов — малочисленного финно-угорского народа, живущего в Северной Европе, — приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни

Саамский пояс (выставлен в музее города Осло)
pinterest button

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова. Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также, в небольшом количестве, на Украине и в Северной Америке. Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек, из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции — от 15 до 25 тысяч, в Финляндии — от 6 до 8 тысяч, в России — две тысячи человек. Скандинавы и русские называли раньше саамов лопарями, лоплянами или лопью, сейчас эти термины почти не используются.

Классификация одежды саамов

Поскольку для мест проживания саамов характерно только два выраженных сезона года, лето и зима, традиционная саамская одежда делится в первую очередь на летнюю и зимнюю. Как летняя, так и зимняя одежда может быть повседневной и праздничной, последняя отличается отделкой и более высоким качеством ткани... Различия в одежде характерны и для различных этнических групп саамов (таких групп насчитывается около десяти), эти различия выражаются в цветовой гамме и декоре, а также в головных убора и обуви.

Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005—2007 годах, в традиционной одежде
pinterest button Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005—2007 годах, в традиционной одежде JorunnNorske Samers Riksforbund, CC BY 2.0

В XVII—XVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки — цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В XIX — начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).

Плечевая одежда

Все саамы, как мужского, так и женского пола, носили нательную рубаху с длинными рукавами, сшитую из хлопчатобумажных тканей, чаще всего ярких расцветок. Поверх нательной рубахи одевалась наплечная верхняя одежда, также с длинными рукавами, сшитая из сукна. Для верхней одежды были характерны воротник стойкой, прямой разрез на груди и два шква по бокам. Саамы в Скандинавии носили более длинную верхнюю одежду, чем саамы на Кольском полуострове.

В XIX в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.

Гакти, также гакты, кафты — традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии. Традиционные цвета гакти — чёрные и синие. У норвежских саамов, особенно из Финнмарка, отдельные части одежды, особенно воротник, плечи, края руковов, разрез на груди и подол, обычно имели разнообразную отделку в виде вышивки, а также нашивок из цветных лоскутов разной окраски. Традиционными цветами гакти объясняются и четыре цвета саамского флага — синий, красный, жёлтый и зелёный.

Юпа — традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове. Представляет собой прямую рубаху. Её шили из сложенного пополам цельного отреза сукна или другой плотной ткани, к которому пришивали цельнокроеные рукава, которую сужались к запястью. Женщины носили юпы белого цвета, мужчины — серого. Юпы обычно декорировали цветными матерчатыми лоскутами и бисером, располагая их на воротнике и вдоль разреза на груди; плетёная шерстяная тесьма использовалась для подшивки подола.

Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.

Великий шведский натуралист Карл Линней в национальном саамском костюме (торке). Картина голландского художника Мартина Хоффмана (1737; после своей лапландской экспедиции Линней привёз саамский костюм в Голландию). В одной руке Линней держит шаманский бубен, в другой — линнею (своё любимое растение, названное его именем)[4]
pinterest button Великий шведский натуралист Карл Линней в национальном саамском костюме (торке). Картина голландского художника Мартина Хоффмана (1737; после своей лапландской экспедиции Линней привёз саамский костюм в Голландию). В одной руке Линней держит шаманский бубен, в другой — линнею (своё любимое растение, названное его именем)   Мартин Хоффман, Public Domain

Зимняя одежда

Зимой саамы носили нательную рубаху, поверх которых надевали либо суконную блузу, либо короткую рубаху. В качестве верхней одеждой использовали печок.

Печок, или песка (у кольских саамов), также пэск, мудд (у саамов Скандинавии) — верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур (обычно коричневого цвета) мехом наружу. Меховые рукава иногда удлиняли, пришивая манжеты из ткани. При носке печок у ворота стягивался ремешками (завязками). Кусочками цветного сукна украшались ворот и обшлага рукавов. Ремешки рядом с воротом украшались кистями, суконными лоскутами (обычно треугольной формы), бусинами. У женского печка для украшения, в том числе подола, помимо полосок цветного сукна, использовались тесьма, бисер и перламутровые пуговицы.

Длина мужского печка — немного ниже колен, женского — до щиколотки. К подолу печок расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Печок иногда надевали на юпу.

Известна более древняя, чем печок, одежда саамов — торк, или торка (с. -саамск. dorka). В отличие от печка, который шили мехом наружу, торк шили мехом внутрь (из оленьих либо овечьих шкур). Торк иногда одевали под печок.

Пояс

Верхнюю одежду подпоясывали, образуя небольшой напуск (то есть часть одежды свободно нависала поверх пояса). Пояс мог быть сделан из кожи либо соткан из крашеных хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Мужчины в качестве пояса обычно использовали ремни из кожи, к ним обязательно подвешивался нож в кожаных ножнах. Кроме ножа, на поясе закреплялись принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин — швейные принадлежности.

Праздничные пояса отличались от повседневных, они были украшены бисером, а также нашитыми металлическими (обычно медными) накладками (бляхами); застёгивались такие пояса на ажурные металлические пряжки.

У скандинавских саамов имелся также особый праздничный широкий пояс боаган, основа которого была соткана из белых льняных или хлопчатобумажных, а уток — из шерстяных нитей. Ткали такие пояса с помощью бердечка (приспособления в виде деревянной дощечки с прорезями). Для боагана был характерен геометрический орнамент с преобладанием красного цвета. Носили боаганы большей частью юноши и девушки.

Поясная одежда

Поясную одежду — штаны из различных материалов — носили у саамов как мужчины, так и женщины. В качестве материалов для изготовления штанов использовали полотно, сукно, замшу, выделанные шкуры. Из непромокаемых кож шили специальные промысловые штаны.

Нательные штаны носили в основном мужчины, их шили из белого полотна. Поверх нательных штанов летом надевали штаны, сшитые из серой шерстяной ткани. Зимой и мужчины, и женщины использовали глухие меховые штаны «стикак» из замши и шкур оленя; такие штаны стягивались с помощью специального шнурка у пояса.

Полезная информация

Традиционная одежда саамов

Головные уборы

В качестве зимних головных уборов саамами использовались суконные шапки на меху. Их украшали цветным сукном и бисером. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.

Шамшура — летний головной убор, который носили замужние женщины. По форме похож на русский кокошник.

Девушки носили головные уборы в виде перевязок, имеющих форму полого цилиндра.

Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура), близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.

Обувь

Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.

Зимние высокие сапоги — яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги — в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.

Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.

Заимствования

В конце XIX в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.

Сайт Традиционный костюм саамов