Вепсы

Вепсы — малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России

Флаг Вепсской национальной волости
pinterest button

С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Названия и этногруппы

Самоназвания — vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad. До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Генезис и история

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й пол. 1 тыс. н. э., а к концу этого тыс. расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X в.), упоминает этноним вису. Русские летописи с XI века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью, а в скандинавских и англо-саксонских письменных памятниках отдельные такие группы получили название биармии. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов до последней трети XV в. жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В нач. XVIII в. северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—30-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шёлтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шёлтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Динамика численности вепсов в СССР

Современное расселение и численностьПо сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

Общая численность в России — 8240 человек согласно переписи 2002 года (в 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша. В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу является мощным катализатором дальнейшей деструкции популяции — в Петрозаводске вепсы составляют лишь 1,0 % населения города, и в этих условиях они фактически обречены на ассимиляцию в относительно недалёком будущем.

В 1994 году образована Вепсская национальная волость на части территории Прионежского района Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три национальных вепсских сельсовета. Бывший центр волости — село Шёлтозеро — расположено в 84 км от Петрозаводска. В настоящее время на территории Республики Карелии находится три вепсских сельских поселения: Шёлтозерское, Рыборецкое и Шокшинское.

Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского). Перепись 2002 года зафиксировала в области 2019 вепсов, перепись 1989 года — 4273 чел.

В Бабаевском районе Вологодской области проживает 426 вепсов. Статусом национального вепсского сельского поселения обладает Куйское сельское поселение (деревни Кийно (Kuja), Никонова Гора (Pondala)).Традиционный ареал расселения вепсов Ленинградской области расположен на стыке границ четырёх перечисленных в таблице восточных районов и состоит из пяти слабо связанных между собой частей. Географически это бассейн реки Оять, водораздельный участок Вепсовской возвышенности, истоки рек Паша, Курба, Колпь и Лидь.

Небольшие группы вепсов, переселенцев начала XX века, сохранились в Кемеровской области и Усть-Ордынском бурятском округе Иркутской области. В Кемеровской области перепись 2002 года зафиксировала 83 вепса.

По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шёлтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.

Также 281 вепс был зафиксирован Всеукраинской переписью населения 2001 года.

В Белоруссии в 1999 году проживало 12 вепсов.

Возрастная структура вепсов характеризуется сильным постарением, что типично для активно ассимилируемой этнической общности. Так, у вепсов Карелии доля пожилого населения достигает 35,1 % численности популяции (у мужчин — 21,7 %, у женщин — 44,1 %). Медианный возраст составляет 47,8 года (у русских Карелии — 34,0 года). В Ленинградской области постарение популяции ещё более значительно: лица пенсионного возраста составляют 55,9 % вепсов (у мужчин — 40,4 %, у женщин — 66,0 %), медианный возраст достигает 62,9 года (у русских — 39,4 года).

Языки — вепсский финно-угорской группы уральской семьи и русский. Вепсский язык включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».

Большинство верующих — православные христиане.

Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

Численность вепсов в населённых пунктах в 2002 г.:

  • Республика Карелия:
    • город Петрозаводск 2698
    • село Шелтозеро 385
    • село Рыбрека 322
    • посёлок Кварцитный 183
    • город Кондопога 155
    • село Шокша 119
  • Ленинградская область:
    • село Винницы 309
    • город Подпорожье 118
    • поcёлок Курба 111
    • деревня Лукинская 101
  • Санкт-Петербург:
    • город Санкт-Петербург 318

Ве́псы

вепс. vepsläižed

устаревшее — чудь

Традиционные занятия

Традиционное занятие — пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со второй половины XVIII века развилось отходничество — лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять был развит гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционное жилище

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Традиционная одежда

Особенность женской традиционной одежды — преимущественно юбочный комплект (юбка и кофта) наряду с сарафанами.

Традиционная пища

Традиционная пища: кислый хлеб, пироги-рыбники,«калитки» — ржаные ватрушки; рыбные блюда. Напитки: пиво (олуд), хлебный квас.

Традиционные обряды и обычаи

До 1917 сохранялись архаичные социальные институты — сельская община (суйм) и большая семья.

Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон — с причитаниями и с «веселением» покойника.

Религия

В XI—XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

Известные вепсы

  • Александр Свирский — православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен.
  • Иона Яшезерский — православный святой.
  • Горбачёв, Марк Васильевич — советский государственный деятель.
  • Манькин, Иван Павлович — советский партийный и государственный деятель.
  • Строгальщикова, Зинаида Ивановна — общественный деятель. Кандидат исторических наук. Председатель правления КРОО «Общество вепсской культуры». Является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов.
  • Лисицына, Анна Михайловна — партизанка, связная Центрального Комитета Коммунистической партии Карело-Финской Советской Социалистической Республики. Герой Советского Союза. Награждена орденом Ленина, Красной Звезды.
  • Абрамов, Николай Викторович — известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр.
  • Лонин, Рюрик Петрович — собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры.
  • Петухов, Анатолий Васильевич — вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь, фактически, первым вепсским профессиональным писателем.
  • Пулькин, Василий Андреевич — литератор, педагог.

Вепсский фольклор

Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.

По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А. Голланда.

В 2006 году Национальный ансамбль песни и танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсские фантазии».

В 2008 году была создана вепсская фолк-группа «Noid», исполняющая традиционные вепсские песни в современной аранжировке.

Национальные вепсские фестивали и форумы

  • Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы Ленинградской области.
  • 17 июня 2012 года, в посёлке Шугозеро Ленинградской области прошел первый областной праздник вепсской культуры «Vepsän purde» — «Вепсский родник».